Среда, 01.04.2020, 14:26
МБОУ кадетская школа №1 имени Ф.Ф.Ушакова
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
  • Хабаровский краевой институт развития образования
  • Министерство образования и науки хабаровского края
  • Федеральный институт педагогических измерений
  • Информационно-образовательный портал Хабаровского края
  • Сетевые образовательные сообщества
  • Олимпиады для школьников
  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
  • Поиск
     История школы

    « Школа – это мастерская, где формируется мысль

    подрастающего поколения. Нужно крепко  держать                                                                                                               

     ее в руках, если не хочешь выпустить из руки будущее»

    Анри Барбюс

    Страницы истории нашей кадетской школы №1 имени Ф.Ф. Ушакова города Хабаровска

     

        У каждой реки есть свой исток, свой родничок, из которого она взяла начало. Для многих людей таким родничком является школа. 6 февраля 2014 года  наша школа отметила своё   80-летие. Много это или мало? Если говорить о человеке, это пора зрелости, накопления опыта и умелого его использования. В жизни школы 80 лет – это целая эпоха. За эти годы школа научила, воспитала, выпустила в жизнь  огромное количество учеников. Сколько доброты, душевного тепла отдавалось и отдается каждому ребенку, подростку в стенах этого здания!.. Сколько людей, нашедших в жизни свое призвание, было выпущено, а сколько еще ждет впереди! Школа – это не просто здание, это мир, в котором мы живем. Она остается в сердце человека светлым этапом его жизни. В школе проходят лучшие годы жизни: детство, юность. Здесь формируется характер, складываются наши отношения к окружающему миру. Для многих школа это что–то более чем просто образование. Школа – неотъемлемая часть жизни, поэтому детям в ней должно быть хорошо и уютно. В нашей  школе замечательные чистые, светлые, уютные классы. Прекрасные учителя, которые не просто проводят уроки, а каждый старается заинтересовать своим предметом. Все вместе и каждый учитель в отдельности учит нас не только составлять формулы, доказывать теоремы и писать сочинения и эссе, мы постигаем самую важную науку: быть честными, добрыми, успешными людьми.

     

    История возникновения школы №17.

         Наша школа начала свою историю с одноэтажного  каменного здания, бывшего дома адмирала, который находился на берегу Амура. На тот момент этот дом пустовал, а затем в 1928 году в нём была открыта ФЗС №5. В 1933  учебном году она  была переименована в НСШ №17,  в здании  был сделан ремонт.  А  14 февраля 1934 года начался  новый учебный год, где начали обучение ученики 1-4 классов.   В 1935 году школа стала семилеткой.  Директором школы был Крупко.

        В архивных материалах сохранились сведения о том, что учащиеся 6-7 классов после основных занятий в школе работали в цехах завода №179. При школе была своя переплётная мастерская, где ученики переплетали книги. В 1935-1939 годах  в школе работала агитбригада «Синеблузников», которая выступала перед жителями района и в ближайших колхозах. Так же в школе был создан свой джазовый оркестр. Правила поведения требовали от учеников бережного отношения к книгам   и школьному имуществу, соблюдения чистоты и порядка. Одетые в домашнюю одежду, в отцовские сапоги, с полотняной сумкой ученики   отличались главным: тягой к знаниям, бережным отношением ко всему окружающему.   Невыносимо трудное материальное положение осложняло учёбу, но ничто не могло остановить жажду к знаниям. 

     Школа просуществовала до 1943 года. В тяжёлые годы Великой Отечественной войны появилась необходимость передачи здания школы под военный госпиталь, школа прекратила своё существование до 1947 года.  Ныне на месте первого здания школы №17 находится спортивная школа «Самбо 90».

     

    Второе рождение школы № 17

        После Победы советского народа в Великой Отечественной войне началось восстановление народного хозяйства. Население базы КАФ увеличивалось. Появилась необходимость открытия школы №17. 10 августа 1947 года начался ремонт здания по улице Партизанской, в котором был клуб УНР. Директором школы была назначена Малова Любовь Владимировна. На её долю выпала вся тяжесть организации работы школы после длительного перерыва.

    Здание школы было барачного типа. Под школу отвели часть здания, состоящую из пяти комнат. Стали прибывать молодые учителя, закончившие Рыбинское педагогическое училище. Среди первых учителей были Долгополова, Пастухова, Краснова, Прозорова, Горбатюк. В первый год работы школа пополнилась 785 учащимися, в три смены занимались 19 классов. Школа была начальной.

      В следующем учебном году школа продолжила свою работу. Дети также обучались в три смены. В трудные послевоенные годы для детей фронтовиков в школе было организовано бесплатное питание, остронуждающимся оказывалась материальная помощь. При поддержке властей города, района детям в большом количестве выдавалась бесплатная одежда, обувь. Наступил следующий учебный год, и  школа была  расширена. Ученики переведены во вторую половину здания, где ранее располагалась пошивочная мастерская Военторга. Начальная школа была преобразована в семилетнюю. Теперь, кроме учеников начальной школы, обучаются два пятых класса и два шестых класса. Дети в эти классы переведены из соседних школ №8, №28. Завучем школы в 1949-1950 учебном году назначен Буц И.Т., старшей пионерской вожатой – Старикова Нина Дмитриевна. Здание, где обучались  дети, было очень ветхое, построенное в 1938 году, поэтому  приходилось  делать ремонт два раза в год. Не хватало места для школьных раздевалок, ученики раздевались прямо в классах. На переменах для детей было организовано горячее питание. Не хватало классных комнат, пришлось учительскую совместить с библиотекой, а в освободившемся помещении проводить занятия. Особенно тесно было на переменах, которые проходили в небольшом коридоре шириной 2 метра. Часто в классах было настолько холодно, что приходилось на уроках сидеть в пальто. Несмотря на трудности, школа жила полнокровной жизнью.

         Из воспоминаний пионервожатой Стариковой Нины Дмитриевны: «Наша дружина ничем не отличалась от миллиона других пионерских дружин. Соблюдались пионерские ритуалы: пионерские линейки, подъем государственного флага СССР, вручение красного пионерского знамени, смена почетного караула у знамени, рождение нового  пионерского отряда, вручение отрядного флага, проводились интересные пионерские сборы. Утро каждого вторника начиналось с политинформации. Пионеров нашей школы интересовали новости страны о которых они узнавали из газеты «Пионерская правда».                    

        В это трудное время организована первая комсомольская группа из учеников 7 классов. Секретарем комсомольской ячейки, назначена была учитель Смоликова А.Е.  Главным документом, по которому жили комсомольцы, был Устав. На комсомольском собрании выбирали секретаря организации, которому подчинялись все комсомольцы школы. Каждому комсомольцу выдавался комсомольский билет.   У комсомольца был свой отличительный знак – комсомольский значок в виде красного знамени с портретом В.И.Ленина.   Комсомольцы занимались сбором металлолома и макулатуры, лекарственных трав, оказывали помощь совхозу в уборке урожая. За хорошую работу учащиеся  получали  благодарность от  руководства совхоза.  Они участвовали в спортивных соревнованиях, интеллектуальных играх. В школе  работал литературный кружок для 5-7  классов, руководили которым учителя Петракова Е.А., Пронь О.Я. Итогом работы кружка стал литературный вечер, о котором выпускники тех лет вспоминают до сих пор.

    Знаменателен этот год и тем, что первые выпускники 7 классов покинули стены родной школы.  Многие из них успешно сдали экзамены и поступили в техникумы, часть выпускников ушли работать на производства, остальные перешли для дальнейшего обучения в 8 класс школы №8. В педагогическое училище поступили Инкина и Кольцова. Большое и важное дело заключалось в том, чтобы создать стиль, порядок жизни и работы школы. Кропотливым каждодневным трудом учителя передавали ученикам не только свои знания, но и учили главной науке – быть личностью. Постепенно в школе складывались традиции.  Очень дружно, весело, задорно отмечались  школьные праздники:  начало  нового  учебного года, праздник урожая, День 7 ноября,   Новый год.  Всей школой готовили подарки мамам на праздник 8 марта.  23 февраля в День рождения советской Армии проводились смотры песни и строя.  Каждый класс должен был пройти строем в форме и исполнить песню. Все тщательно готовились к этому мероприятию: изготавливали форму,   разучивали песню, учились маршировать. 

         В 1950-1951 учебном  году  школа пополнилась восьмыми классами. Всего учащихся по школе было 660 человек. Из них комсомольцев-38,пионеров-280. В школе сложилась определённая система трудового воспитания и профориентации. Уже в начальных классах учителя в доступной форме раскрывали детям значение труда в жизни людей, добивались понимания сущности понятий «трудолюбивый», «прилежный», формировали у детей навыки самообслуживания (дежурство по классу, работа санитаров). Значительную роль в системе детского самоуправления выполнял ученический комитет, избираемый общешкольным собранием. В его состав входили председатели комиссий: учебной, хозяйственной, дисциплины и порядка, санитарно-гигиенической, трудовой.   Комиссии эти были образованы из представителей от каждого классного коллектива. В обязанности  учкома входили следующие мероприятия: планирование работы, подведение итогов, заслушивание отчётов отдельных членов комиссий и их председателей, выпуск стенных газет, проведение общешкольных собраний, других мероприятий. 

    1951-1952 учебный год. Школа продолжает работать в прежнем режиме. Директором школы назначена Гафарова Антонина Васильевна. При школе работают кружки: хоровой, танцевальный, драматический. Активно ведётся подготовка к смотру художественной самодеятельности. На районном смотре хор в составе двухсот человек занял первое место, за что был удостоен чести представлять Краснофлотский район на городском смотре и выступать в Краевом Доме Офицеров Советской Армии. Рядом со школой был разработан земельный участок, где проходили практические занятия по ботанике, ребята учились выращивать картофель, морковь, помидоры.  Это был и опытный участок, и источник материальной поддержки: урожай собирался и для столовой и для продажи на рынке, а на вырученные деньги приобретали все необходимое для школы. Очень много выращивалось в школе цветов. Руководила работами на пришкольном участке Кондюрина Лидия Фёдоровна. Особой заботой ребят  стал сад, высаженный вокруг школы в первую весну.    Не напрасно говорят, что не место красит человека, а человек место. Школа в те годы была не привлекательна внешней стороной, но как повезло ей на добрых и замечательных учителей. Уже не одно десятилетие находятся на заслуженном отдыхе, а некоторых уже нет в живых, учителя, которые в своё время были первопроходцами новых идей и программ. Добрые души, чуткие сердца, любовь к детям и неудержимое желание посвятить им свою жизнь – такова суть их педагогического призвания.  Молодые специалисты, приехавшие работать в школу: Грибанова Валентина Васильевна, Мясникова Зинаида Леонтиевна, Кондюрина Лидия Фёдоровна, Юнина Екатерина Петровна, Мяготина Галина Яковлевна, Долгова Нонна Георгиевна, Веселовская Галина Ивановна, Баранова Екатерина Иннокентиевна

        Уже тогда в школе было нечто вроде продлённого дня - все желающие ученики приходили в школу учить уроки, работать в кружках, готовиться к самодеятельным выступлениям. Было установлено дежурство учителей в школе и во внеурочное время. Фактически почти все учителя жили школой и приходили в школу после занятий, чтобы подготовиться к занятиям, помочь пришедшим ученикам, руководить кружком.

    Директором школы  назначена Прохорова Полина Михайловна. Она  была настоящим мастером своего дела.

    Из воспоминаний выпускницы школы Федоровой Тамары.

    «Вспоминая годы учебы в школе, хочется в первую очередь с теплотой вспомнить ее директора - Прохорову Полину Михайловну. Это была замечательная женщина, талантливый педагог. Её знаниям, кругозору мог бы завидовать любой человек.  Она была  хорошим организатором и психологом, патриотом, на первом месте у неё была забота о чести школы. Она знала по имени каждого ученика школы, знала, как и чем живет его семья. Её глубоко уважали коллеги, а дети очень любили»

     

     Третье здание школы.

          В это время началось строительство нового здания школы. Большую помощь оказывали шефы Судоремонтного завода №179, родители учащихся.

          Современные здание школы было построено в короткие сроки в 1954 году. Ученики старой школы с нетерпением ждали переезда. На последних этапах строительства нового здания они активно помогали убирать строительный мусор, огораживать территорию школы, принимать новое оборудование.    Летом 1960 года началось строительство школьных мастерских во дворе школы. Строили шефы судоремонтного завода №179.Большую помощь в строительстве оказывали старшеклассники. Учащиеся 8-9 классов копали траншеи, штукатурили, благоустраивали школьный двор.

     Из воспоминаний выпускницы школы Светланы Будайтис:

    « Мы с нетерпением ждали переезда в новую школу. Активно помогали учителям в подготовке кабинетов. Здание школы было большим и светлым. Пол выкрашен светло коричневой краской и блестел так, что нам, казалось, был натерт воском. Стены окрашены в светло-голубые тона. Мы с удовольствием переносили наглядные пособия и оборудование из старой школы. Парты тащили на руках друг за другом, и со стороны казалось, будто они сами шагали в новую школу. Это был большой праздник для всех. После учебных занятий мы засиживались допоздна, спорили, мечтали, готовились к мероприятиям. Домой идти совсем не хотелось, так хорошо и уютно было в новой школе»

    Вот как об этом рассказывает одна из бывших учениц нашей школы Людмила Козлова: «Не было спортивного зала, все уроки физкультуры проводились в зале на 2 этаже, там же висели спортивные кольца, стояли спортивные снаряды: брусья, конь, лежали на полу спортивные маты. Учителями физкультуры в это время работали муж и жена Роженцева Нина Павловна, Роженцев Аркадий Фёдорович. Которые были очень требовательными учителями. Но мы любили уроки физкультуры, так как на них всегда было интересно выполнять различные упражнения, бегали кросс, зимой тренировались на лыжах в саду Забородского. Спортивные результаты учащихся школы были всегда высокими, ребята  выступали на различных соревнованиях в районе, городе, выполняли спортивные нормативы».

           В этом же помещении располагалась сцена, где проходила репетиция хора.

             Во время учебного года ребята активно готовились к смотру художественной самодеятельности. Школьным хором руководила Лидия Захаровна Ерошенко . Хор был очень большой 150-200 человек. Также работал танцевальный кружок. Весной  школа на районном смотре художественной самодеятельности заняла первое место. Кроме этого учащиеся школы давали концерты в подшефном совхозе, в селах Виноградовка, Нагорное, Мичуринское.

    Летом по традиции учащиеся 8-9 классов выезжали в 3 отделение совхоза, учащиеся 10 класса проходили практику в ремонтных мастерских завода

     № 179, а ученики младших классов выращивали кроликов в сараях на школьном дворе и прямо в здании школы на первом этаже.

       В 1961-1962 учебном году школа продолжает работать по эстетическому воспитанию ребят. Под руководством Зои Фёдоровны Верёвкиной отлично работает лекторская группа учащихся. Ребята выступают с лекциями перед населением микрорайона школы. Учащиеся школы совершали многочисленные походы как однодневные на Воронеж 1-3, так многодневные с ночевкой в палатке, совершали сплавы по горным рекам.

         Среди альбомов нашей школы, сохранился альбом о поездке старшеклассников в посёлок Солнечный и город Комсомольск – на –Амуре. Поход проходил с 10 июня по 17 июня 1962 года. Вот как ребята описывают своё путешествие «Пароход,  на котором мы ехали, заходил во многие сёла, которые попадались нам на пути. Первая остановка- село Вятское, затем село Елабуга, Троицкое, Славянка… Приехав в город Комсомольск-на-Амуре мы остановились в доме пионеров №2,отдохнули и пошли гулять по городу. Посмотрели площадь им. Ленина, в Доме строителей познакомились с творчеством местных художников, а затем пошли гулять по парку строителей. Парк небольшой, но очень красивый много цветов, скамейки окрашены в голубой и жёлтый цвет. Пошли в музей города, его директор оказался первостроителем Комсомольска. Очень много интересного узнали мы из его рассказа о том, как строился Комсомольск-на-Амуре и какой будет город в будущем. На следующий день выехали в Солнечный. Солнечный появляется из-за поворота неожиданно. В Солнечном мы устроились в одном из классов местной школы. Сам посёлок всем очень понравился, расположен он в долине между двумя высокими горами, покрытыми лесом». Далее ребята рассказывают о том, как побывали в посёлке Перевальный в отделе обработки минералов, где старший геолог Мироненко Сергей Савельевич рассказал о работе геологов и о местных полезных ископаемых.

    Вернувшись в Комсомольск-на-Амуре , ребята пошли на экскурсию на завод « Амурсталь».  Вот как говорят об этом ребята « Сначала мы пошли смотреть домны, здесь было очень жарко, хотелось пить. Но всем было интересно увидеть, как разливают сталь. Это вообще необыкновенное зрелище.

    Металл разливают в формы, а готовые заготовки увозили в прокатный цех, где, изготавливали листы стали»

    Из этого же альбома я узнала, что среди ребят были Заровнятных Татьяна, Потапова Томара, Аверина Тамара, Кухоренко Александр, Кравец Игнат, Токарь Александр, Марков Юрий, Беженова Нина, Кульман Толя. Классный руководитель - Задумкина Лидия Ивановна.

       В 1963-1964 учебный год в школе по-прежнему жизнь бьёт ключом. Занятия ведутся в три смены. Отлично работает лекторская группа под руководством учителя Верёвкиной Зои Фёдоровны. Учащиеся выступают перед населением микрорайона, перед своими товарищами. Комсомольский вожак – Валя Меркулова инициативная, энергичная, сумела возглавить работу комсомольской организации. А пионерскую работу возглавляла учитель географии Кондюрина Лидия Фёдоровна.

    В1964-1965 учебном году особенно торжественной была встреча учеников 6 «А» класса с бригадой коммунистического труда завода имени Кирова. В класс пришла вся бригада, состоялся интересный разговор о роли труда в жизни советского человека. Эта встреча надолго запомнилась ребятам. В этом же году ученики 6 «Г» класса, заняли первое место по итогам года и были награждены поездкой в город Комсомольск –на- Амуре и город Амурск.

    В 1967 году   Исполком Хабаровского городского совета депутатов трудящихся наградил коллектив школы дипломом за активное участие в городской выставке зелёного строительства и цветоводства. Артисты Хабаровской филармонии ежемесячно проводили лекции и концерты в нашей школе. В школе была оформлена Ленинская комната.

    В 1970 году в школе был создан музей, посвященный летчицам 46-й гвардейской Таманской Краснознамённой ордена Суворова 3-й степени ночного бомбардировочного авиационного женского полка в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.   Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников  до штурманов и пилотов.   За бесстрашие и мастерство немцы прозвали лётчиц полка «ночными ведьмами».  Руководила музеем Кондюрина Лидия Федоровна учитель географии.

    Ученики школы продолжали путешествовать по родному краю. Побывали на могиле героя гражданской войны Виталия Бонивура.  Не забывали в школе и о подготовке будущих защитников Родины. Среди старшеклассников проходили учения по гражданской обороне, занятия по начальной воинской подготовке.

         В школе работал большой дружный коллектив, который возглавляла талантливый и требовательный директор Зыкова Галина Яковлевна (позднее она стала руководителем районного отдела образования). Борьба с неуспеваемостью и преодоление массового  второгодничества – вот главные проблемы, над которыми работал педагогический коллектив школы. Из протокола №3 педагогического совета от 19 января 1972 года.

    «ХХIY съезд КПСС поставил перед советским народом грандиозные задачи в коммунистическом строительстве, которые отражены в плане IX пятилетки. Одним из главных рубежей Х пятилетки является полный переход к всеобщему среднему образованию». Директор школы Зыкова Г.Я.

    То есть, если раньше было не обязательно заканчивать 10 классов, то с 1972 года вводится переход к всеобщему среднему образованию. По-прежнему общественная жизнь в школе «била ключом».

      Огромную помощь в организации внеклассной и воспитательной работы в школе оказывали  вожатые и шефы завода № 179, старшеклассники. Со своими подшефными они разучивали танцы, песни, стихи. Проводили пионерские сборы, посещение памятных мест города Хабаровска, ездили на экскурсию на Волочаевскую сопку. Пионерская дружина школы носила имя Василия Ивановича Чапаева. Сборы пионерами школы металлолома, макулатуры – были хорошей традицией на долгие годы.

         В 1992 году директором школы был назначен Борщеговский Григорий

    Михайлович. Молодой, энергичный, талантливый педагог. Бывший военный офицер флота. Он много сделал для поддержания традиций школы и поднятия авторитета школы в Краснофлотском районе, городе, крае.  Именно в эти годы в школе была создана команда КВН «Классная шпаргалка» под руководством выпускника нашей школы Барсук Евгения Анатольевича.

          Эта команда достигла больших успехов. 1995 год – победитель районных игр команд КВН, 1996 – победитель городского конкурса команд КВН, 1997 год – чемпион Хабаровского края, 1998 год – победитель зоны Сибири и Дальнего Востока в городе Ангарске. Члены команды награждены памятными знаками, грамотами, путевками в международный лагерь «Океан».

          С 1995 года в школе стала активно проводится работа по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Была создана команда «Штык», которая принимала активное участие в конкурсах военно-патриотической направленности. Игра «Патриот», несение Вахты Памяти, соревнования по армейским видам спорта.

          Из воспоминаний Прудаевой Людмилы Ивановны–учителя географии и биологии: «Я пришла работать в школу в1993году. В школе  было много сложившихся традиций. Это и день Знаний, и традиционные выходы в театр. Это и Новый год в школьном зале, где каждому ребенку начальной школы  администрация школы подготавливала небольшие подарки.  А какие у нас проходили праздники осени «Подворье», выставка цветов, поделок из плодов и овощей. Проводились праздничные программы «А ну-ка, парни»,  «Мисс школы». А какие веселые и театрализованные праздники «Последнего звонка»! Уроки доброты, суды над сигаретой, соревнования « Папа, мама и я -спортивная семья!», встречи с ветеранами, Голубые огоньки для ветеранов ВОВ.  Да разве все перечислишь. Фантазия, бывало, хлестала через край…

             Всегда  с ребятами рядом учителя. Талантливые, веселые, энергичные, понимающие детей.  Кошельникова Екатерина Юрьевна, Кривоногова Елена Николаевна, Бессонова Анна Евгеньевна, Коростылева Елена Вадимовна, Разумова Светлана Александровна, Дербина Ирина Сергеевна, Костылева Алла Александровна, Гончарук Владимир Владимирович, Ошкин Георгий Акимович. Это только небольшая часть нашего дружного и работоспособного учительского коллектива. Школа жила, училась, работала, и лучше нашей школы для нас не было»!

        С 2006 года средняя общеобразовательная  школа № 17 стала кадетской школой № 1 имени Федора Федоровича Ушакова.

    Кадетская школа №1 имени Ф. Ф. Ушакова © 2020
    Вход на сайт
    Фотогаллерея
    Календарь
    «  Апрель 2020  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930
    Форма входа
    Сделать бесплатный сайт с uCoz